Майя
Есть мнение, распространенное среди эзотерического народа: реальность - иллюзия, всё, что мы наблюдаем вокруг - не более чем плод нашего (коллективного) воображения. Когда я был ещё совсем зелёный, ко мне в дневник (тогда ещё на беоне) вломилось неопознанное существо и стало задавать какие-то совершенно онтологические вопросы по типу:
"А ты знаешь, из чего состоит всё вокруг тебя?"
"Простите, не понял?" - я даже немного растерялся. Но существо смилостивилось и решило снизойти до моего уровня интеллекта:
"Как ты думаешь, всё вокруг состоит из разных веществ или из единой материи?"
Я химию в школе проходил, а потому как прилежный ученик ответил, что веществ существует много и самых разных. На что существо ответило что-то вроде, что ему жаль (см. "Мне вас жаль"), и что когда-нибудь я всё пойму. А может быть, и нет. И ушуршало туда, откуда пришло.
Ещё тогда у меня хватило мозгов не гнаться за ним и не довязываться, а предоставить сферических подростков в вакууме самим себе.
Откуда это пришло, нетрудно догадаться: восточная философия довольно популярна. Проблема в том, что данная концепция воспринимается слишком буквально и принимается на веру без дополнительного изучения информации по теме, иначе говоря, принимается, минуя мозг.
Да, есть такое понятие "иллюзия". Есть понятие "реальность ". И есть то, что находится посередине, т.н. "майя". Её в данном случае и имеют в виду. Но это слово не переводится как "иллюзия". Майя - это наше представление о реальном мире. Оно не настоящее, но почти настоящее. Те самые "ярлыки", "штампы", "шаблоны" восприятия, о которых многие слышали. Всё, на что человек смотрит - это реальность. Но то, какой он её видит - это майя.
Есть много практик, направленных на то, чтобы отодвинуть майю и наблюдать настоящую реальность. Известный пример - учение Дона Хуана о том, что есть Нагуаль, необъяснимые проявления Силы, которые можно только наблюдать, и Тональ, та часть нашей реальности, которую можно описать словами. Чтобы Тональ позволил человеку увидеть т.н. "магическую реальность", предлагается останавливать внутренний диалог, чтобы перестать описывать увиденное, не наносить на него ярлыки. Ярлыки и шаблоны порой нужны, чтобы каждый раз не изобретать велосипеды в обычной жизни. Но при столкновении с неизвестным (астрал и магия - такая почва, где всё время выплывает что-то новое) нужно уметь отодвинуть, игнорировать штампы.
Что будет, если оставить всё как есть?
Не будет возможности посмотреть на реальность критично. Что вы представляете себе, когда слышите слово "демон"? Рогатый, злобный, только и мечтающий заполучить чью-то душу? Или лермонтовский страдающий всеми отвергнутый дух? Или высшее существо в сто раз умнее человека, мыслящее непонятными нам категориями?
Это всё - майя. Представление, сформированное книгами, фильмами, компьютерными игрушками, бабой Клавой из соседнего подъезда, которая при смертном одре бабы Нюры "точно что-то видела", а может быть, даже собственными умозаключениями, но майей оно от этого быть не перестаёт, пока не отбросишь всякое заранее имеющееся представление и не посмотришь на это чистым взглядом, своими собственными глазами.
Упражнение "Чистый взгляд" можно встретить в книге Fiery "Путь в магию. Первые шаги." Суть его в том, чтобы смотреть на объект так, словно вы видите его впервые, и вам не с чем сравнивать. Впервые видите сам объект, его составные части, материалы, из которых он состоит и т.д. Так вы увидите объект сам по себе, а не ваше представление о нём, состоящее из накопленных шаблонов.